Не отходя далеко от кассы, рефлексия — это поиск смысла действия (или мысли, как остановленного действия), обучение — это обновление знаний: получение, уточнение, применение.
Гуманитарии, которые тысячами лет рассуждают об «интеллекте» (токсичный концепт, поэтому в кавычках), до сих пор не пришли ни к единому мнению, ни к операционализируемому определению.
А это важно, иначе нельзя воспроизвести, не говоря о том, что бы исследовать. И мне не улыбается блуждать в поляне гуманитарных смыслов, а по факту в своём большинстве бесполезных бессмыслиц.
Операционализация
Любое определение должно быть таким, чтобы любой другой, пусть хоть и немного подготовленный, мог бы воспроизвести результат на его основе. Как в математике — удовлетворил определению, получай готовые выводы, цельная база знаний.
И еще раз, покуда рефлексия — это поиск смыслов, а обучение — это обновление знаний, то первое про то, ценность чего сомнительна, а второе — несомненна.
Пример.
- Я пишу этот текст и публикую, значит я хочу чтобы моя идея была
поработила мирвоспринята другими и они соизмеряли бытие свое с мудростью этой. - Может быть вы не знали, но для отражения всех действий одной системы другой, другая должна быть не меньшей сложности чем первая (основы кибернетики). Именно поэтому «искусственный интеллект» сейчас и еще долго не будет возможен.
Если первое утверждение можно намотать лишь на мозги кому-либо (мне не выйдет), со вторым как-то уже попонятнее (и это ключевое) жить становится.
Я, разумеется, не исчерпал понятия диалектической логики. Но пока довольно и этого. Можно перейти от стакана к профсоюзам и к платформе Троцкого.
В.И. Ленин ПСС, т.42, Стр. 289-290
Еще раз как отличить синюю таблетку от красной
Или полезное от бесполезного в плане болтовни консультантов по стратегическому управлению, тренеров по эффективности и прочей братии рабочих своим ртом.
Не столько постфактум, когда все сделано как рекомендовали, а день сурка не прекратился. Можно сразу понять, если задать вопрос-индикатор.
Если будут выкладки, то это хорошо… потому что даже плохая прикидка лучше хорошего утверждения.
Стив Макконнелл (который там вещал про совершенный код), в свое время отличился куда более занимательной книгой «Сколько стоит программный проект». Там он выделял иерархию оценок. Я ее уже не помню, но по аналогии, я бы выделил что-то около следующего:
- Интуитивное утверждение, оценка «с потолка», или с опыта в лучшем случае,
- Отзывы, кейсы и прочее подобное — это все аналогии. Для расширения кругозора, не более,
- Мягкий подсчет «на пальцах», приближенная прикидка по-русски,
- Модель, где всё по полкам,
- Эксперимент, пусть даже части интересующего.
Здесь у нас рефлексия, здесь определения, а здесь пятно — рыбу заворачивали
- Рефлексия не обязана приводить к чему-то ценному by design,
- Обучение наоборот, но чтобы получить что-то новое, нужна база,
- Операционализация (определений) — открывает путь к эффективной проверке убеждений путем подсчета, моделирования, эксперимента (математического скажем, как говорил академик Арнольд про который — дешевле физического).
Это всё не индивидуальная инвестиционная рекомендация. Разобраться с понятиями, прежде чем им оперировать — нормальный совет в сложных делах. А разбираться лучше по частям.