Продажи зло, потому что они лишают человека двух выборов:
- Покупать или не покупать (конечно покупать, что тут думать!),
- Что именно покупать (ну покупай это — я с этого больше маржи получу).
Лишать человека выбора — хорошим не закончится. Он запомнит.
Маркетинг-микс и сопутствие
Прикол в том что маркетинг не продает, он проектирует ЖЦ продукта. Чтобы о нем было можно узнать, чтобы его можно было (можно было, да), купить, чтобы его было удобно эксплуатировать, и бывает даже утилизировать.
Никакого выбора он не лишает, он его даёт.
Не хотите купить это — купите то.
А не хотите купить — ну тогда это не вашлайфстайлсегмент.
А что если я хочу продать?
Даже на Авито есть маркетинг. Но тут не про него речь. Не на каждый товар есть покупатель.
Но и задаваться вопросом «для кого» — тоже имеет смысл не всегда. Потребитель всегда неправ, когда он не компетентен в эксплуатации продукта. Ладно это батарейка для миксера, другое дело даже телефон.
Apple какой сделал ставку «не разбирается — ну и не надо», запустив эту концепцию в массы в красивой упаковке. Судя по биржевой оценке перспектив Apple, человечество катится не в сингулярность, а в развитие армии Эллочек-людоедочек. Как ни странно, это тоже маркетинг (и все бегают за айфонами сами, никому их в магазинах не советуют).
Комфорт — один из товаров, и его проще продать, чем телефон.
Ну что, читаем Котлера?
Главное не читать инфоцыган. Системные книги хороши, главное не примитивить концепции и не бросать чтение на половине дороги.
Лучшая книга, по-моему, это всё же А. Сливоцки, «Миграция ценности». Фундаментально, с примерами, с кратким резюме на 5 страниц в начале, и классическим американским жеванием контента по всей остальной книге. Она появилась еще до 2000 года, где в конце 90-ых, но ничего с тех пор не поменялось принципиально.
Черт в деталях
Если со стратегией разобрались, то существует множество маркетинговых уловок, про которые покупатель даже не подозревает. Обычно это психологические приемы для кросс-продаж, впаривания чего-то более маржинального и прочие микромелочи, которые работают в моменте продажи — но делают большую кассу.
Не будем мы о них, пытливый читатель сам может их поискать в моменте покупки.
Я покупатель, я не хочу думать
Ну не стоит переживать, за нас всё продумали. Выбор сейчас не товара, а своего типажа, и подходящего под него сегмента — рыбак ты на УАЗе, или босс на Kia Mohave, и прочие надуманные комбинации, тысячи им число.
Варианта выключиться из всех этих историй почти нет, гуманитарии постоянно навязывают смыслы и оценки, там где их нет. Это их продукт.
Поэтому я хейтер гуманитарного знания, как претендующего на роль более важного, чем технического. Фундаментальное научное знание, по типу например Бергера и Лукмана («Социальное конструирование реальности») это еще годно.
А всякий менеджмент микропродаж — ведет нас в бездну, в которой размывается понимание что вообще происходит. Поэтому мы все умрем.
Всем хороших выходных.